Как говорить с подопечными или перестройте свою преподавательскую речь

Как небольшие поправки могут привести к большим изменениям?

Тара-Мари Перри- основатель и директор центра "Mind Body Dancer", созданного для тренеров и студентов, практикующих, исследующих и преподающих "осознанное управление телом". Один из проектов Перри изучает то, как речь преподавателя, построенная согласно последним рекомендациям нейропсихологов, может способствовать более увлеченному и эффективному обучению студентов. В этой статье она расскажет о том, как эта практика может применяться на танцевальных занятиях.

 

"Не зажимай локти!"

Будучи студенткой, я слышала это замечание постоянно, но как это ни странно, я половину своей карьеры промучилась с этими "деревянными" локтями. А вот с прыжками все было иначе. Однажды во время упражнения на grand pas de chat (гран па де ша) тренер попросила меня "попробовать зависнуть в воздухе до тех пор, пока сила притяжения не станет совсем уж непреодолимой и не одержит надо мной верх". Впоследствии "полеты" во время больших прыжков стали моим любимым упражнением.

Первое замечание повторяли снова и снова в течение многих лет, второе было сделано лишь однажды. Как выяснилось, мой мозг очень по-разному воспринял эти два указания, а значит, один подход гораздо эффективнее другого.

Даже у самых опытных преподавателей иногда опускаются руки, когда они понимают, что неделю за неделей повторяют одно и то же замечание, и все безрезультатно. К счастью, есть способ им помочь, нужно лишь внести небольшие корректировки в их речь.

Неврологи, психологи и лингвисты, проводившие исследования влияния языка на движение, открыли, что то, как мозг воспринимает и трактует языковые выражения, напрямую влияет на первичную реакцию тела. Наш мозг усваивает информацию при помощи символов и образов, поэтому он дает телу сигнал к движению только тогда, когда слышит слова, обозначающие действие, директивы (команды, указания) или признаки действия. Студенты-танцоры быстрее развивают память тела, обусловленную мозгом или "связь мозг-тело" (что является более точным термином, чем "мышечная память"), когда им говорят замечания, содержащие слова, побуждающие к действию, основанные на образных и, обязательно, положительных (в утвердительной форме) сообщениях.

Призыв к действию

На танцевальных тренировках самое главное - это точность исполнения и эстетика движений. Преподаватели могут помочь своим студентам развить эти качества при помощи более четких указаний. Возьмем, к примеру, извечное "подтянитесь". Эта просьба рождает в мышцах студентов автоматический и бессознательный рефлекс и мгновенно выполняется с целью получить похвалу или избежать дальнейших замечаний. Однако, на самом деле, нужно, чтобы студенты не временно, а постоянно держали осанку, а данное замечание не сможет развить настоящую связь мозг-тело.

Сара Сурико, одна из преподавателей в Mind Body Dancer (MBD), использует антонимичные (противоположные) образы для укрепления у своих студентов связи мозг-тело: "У всякого верха есть низ; если можно тянуть, то можно и толкать; а если что-то поднимается, значит, что-то другое опускается" - объясняет она. Вместо этого "подтянитесь", попробуйте использовать образный язык, например, "представьте, что ваша голова давит на потолок в то время как ваши носки вжимаются в землю так, что остаются ямы". Такие указания запускают в мозге целый поток образов, что вызывает долгосрочные действия, необходимые для формирования прочной связи мозг-тело. Студенты будут исполнять движения точнее и держать спину даже вне тренировок.

Образная речь не только легче воспринимается мозгом и, соответственно, выполняется телом, она также остается ярким отпечатком в памяти, и этот образ будет запускать сигнал к точному действию и в будущем. Мой тренер, которая соединила в своем указании образное выражение действия (попробуй зависнуть в воздухе) и выражение цели (так долго, пока сила притяжения не одержит верх), вместо того, чтобы сказать обычное "выше прыгай", дала мне понятный и запоминающийся образ. Прыжки я сразу стала делать виртуозно, и продолжала "летать" всю свою танцевальную карьеру.

Ограничения против возможностей

Старайтесь использовать утвердительные конструкции, или "язык возможностей", как их называют в MBD, вместо отрицательных конструкций или "языка ограничений". Позитивные сообщения активируют способности мозга к восприятию и морально поддерживают студентов, в то время как негативные сообщения показывают студенту возможность неправильного пути, это также хранится в его памяти и мешает его физическому и художественному развитию.

Будучи студенткой, я отчаянно боролась со своими "деревянными" руками, но продолжала зажимать локти, сколько бы тренер мне не напоминала об этом. Исследования показали, что замечания, которые начинаются с частицы "не" воспринимаются мозгом как сигнал к тому самому нежелательному действию, полностью игнорируя частицу "не".

Очень просто сказать "не делай так" или "перестань", потому что мы говорим это в момент, когда мы видим то, чего не хотим видеть. Но нужно постараться и заменить негативные высказывания позитивными, такими как "попробуй" или "а что, если...". Когда вы говорите о том, чего хотите, а не наоборот, замечания работают успешнее.

Реакции тела могут отличаться

Когда вы подбираете новые образные побуждения к действию, не стоит ожидать, что один и тот же образ сработает на всех студентах. Если же использовать их собственное воображение и изобретательность, можно достигнуть положительного эффекта сразу у всей группы, потому что так студенты делают правильные замечания сами себе. Еще один тренер из MBD Лиз Бэррез замечает, что "богатая фантазия позволяет студентам работать более увлеченно, что позволяет избавиться даже от привычных неправильных действий и находить наиболее понятные образы". Явления природы, форма, ткани, чувства и впечатления - все это поможет вам начать "мозговой штурм".

Студенты всегда с энтузиазмом относятся к новым образным выражениям своего преподавателя. Потребуется время, чтобы перестроить свою преподавательскую речь, использую силу воображения и фразы, мотивирующие к действию, но это коренным образом изменит атмосферу в зале, сделают ее более творческой и динамичной.

 

Перестройте свою преподавательскую речь

Используя нижеприведенные советы, придумайте новые замечания с обозначением свойств действия

 

Смешивайте и сопоставляйте

Действия: толкнуть, надавить, направить, отправить, достать, дотянуться

Образы: вода, свет, вес (тяжесть), стрелы (лучи)

Направление: от стены до стены, от пола до потолка, наружу, внутрь

Качество: резко, мягко, тяжело

 

Приглашайте к действию

Попробуйте задавать вопросы вместо того, чтобы давать команды и приглашайте студентов постичь суть действия самостоятельно. Попробуйте следующие конструкции:

Почему бы нам не...

Не кажется ли вам, что...

А что, если...

 

Ограничения или возможности

Определите, ваша речь ставит ограничения или создает возможности для студентов.

Тенденция: Вытяните носки

Как лучше: Из каждого носочка отправляйте лучи

Тенденция: Не горбитесь

Как лучше: Проведите прямую линию от шеи, через внутреннюю часть бедер и до самых пяток

Тенденция: Опустите плечи

Как лучше: Увеличьте пространство между ушами и ключицами

 

Пробы и ошибки

Устройте мозговой штурм среди студентов для поиска новых образов. Выясните, какие из предложений нравятся большинству и добавьте их в свою преподавательскую речь. Если какие-то из них впоследствии окажутся не очень успешными, слегка исправьте их или найдите другие.

 

Статья из журнала «Dance Teacher» от 1 марта 2014

оригинал статьи на www.dance-teacher.com/2014/03/fine-tune-your-teaching-language/

© Автор Тара-Мари Терри, преподаватель кафедры танца в Нью-Йоркском Университете Искусств.

© Перевод Адели Рахматулиной

P.S. Прим. переводчика: Если Вас заинтересовала тема правильного построения речи преподавателя, Вам также понравится книга "Как говорить с детьми, чтобы они учились" А. Фабер, Э. Мазлиш. Она бывает в книжных магазинах и ее можно скачать в Интернете, например, на www.kodges.ru/dosug/vospitanie/130480-kak-govorit-s-detmi-chtoby-oni-uchilis.html

 


Вход: